Положение о работе с одарёнными детьми в школе

Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению на заседании
Педагогического совета
№1 от 28.08.2021 г.

Утверждаю
29 «августа» 2021г

Положение
о работе с одаренными
детьми
МБОУ «Первомайская СОШ №1 имени Героя
Советского Союза С.К.Курбанова»

2021 г.

1. Общие положения
Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми (далее – Положение)
разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года (ст.77),
 постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их
дальнейшего развития» с изменениями от 27.05.2020 года,
 Федеральным государственным образовательным стандартом об обучении одаренных
детей (пункт 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (извлечения));
 Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв.
 Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827;
 комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов, утв. Правительством РФ от 26.05.2012 г. № 2405п-П8.
 Уставом МБОУ «Первомайская СОШ №1» и другими нормативными правовыми актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
Данное Положение определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, а также порядок сопровождения их дальнейшего развития.
Настоящее положение ориентировано на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся в
образовательной организации.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) втом или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:
 более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности проявления;
 доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе:
 дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети
чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
 дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки
(подростковый возраст);
 обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст).
Целью работы с одаренными детьми является создание условий для развития
одаренности обучающихся и поддержка одаренных детей, повышение качества их
обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей,
улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в
системах «педагог – одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся –
обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель».
Для достижения цели ставят следующие задачи:
 Выявление одарённости детей с использованием различной диагностики;
 Использование на уроке дифференциации ((от лат. differentia — различие) —

выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам) на основе
индивидуальныхособенностей детей;
 Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и
внеурочной деятельности;
 Организация разнообразной внеурочной деятельности;
 Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине
мира, основанных на нравственных ценностях.
Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет общее
руководство работой с одаренными детьми.
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций
осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные
технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2. Основные стратегии обучения одаренных детей в школе
Стратегия ускорения обучения:
 индивидуализация обучения для одаренных обучающихся;
 занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
 «перепрыгивание» через класс;
 профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
 радикальное ускорение образовательной деятельности обучающихся по вузовским
программам;
 поддержка творческой самореализации обучающихся;
 дистанционное обучение.
Стратегия обогащения обучения в образовательной организации:
 расширение кругозора;
 освоение знаний об окружающем мире;
 самопознание;
 углубление в предметы;
 освоение метазнаний (знаний о знаниях).
3. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие принципы:
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
обучающихся;
 принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии педагога;
 принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества;
 принцип добровольности;
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
Участниками реализации данного Положения являются:
 администрация школы (директор, заместители директора);
 руководители школьных предметных методических объединений;
 учителя-предметники;

классные руководители;
 руководители кружков и секций в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей;
 специалисты службы психолого-педагогического сопровождения;
 библиотекарь;
 родители (законные представители) обучающихся. 
Формы мониторинга работы с одаренными детьми в школе:


Формы
Предметные олимпиады
Общешкольная конференция
Предметные недели
Творческие отчёты учителей из опыта
работы с одарёнными детьми
Внутришкольный контроль
Творческие отчёты кружков и спортивных
секций
Тематические конкурсы, выставки
Интеллектуальные предметные и творческие
конкурсы
Портфолио творческой деятельности
ученика

Периодичность
1 раз в год
1 раз в год
По годовому плану
Методический день
По годовому плану
1 раз в год
По годовому плану
По годовому плану
В течение года

4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися
Работа с одарёнными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в школе.
Работа с одарёнными детьми ведётся в двух направлениях:
Первое направление – организация и проведение внеклассной работы по программам
творческого развития в определенной области, которая осуществляется как
индивидуально, так и в группе.
Формы работы с одарёнными обучающимися:

выполнение научно-исследовательских и проектных работ;

творческие кружки;

предметные олимпиады;

предметные недели;

детские научно-практические конференции;

конкурсы проектных работ;

соревнования;

турниры;

творческие конкурсы;

фестивали;

выставки;

спартакиады;

праздники;

творческие мастерские;

каникулярные сборы, лагеря и др.
Второе направление – отбор и обучение интеллектуально одарённых детей 5 - 11
классов в урочное время.
Формы работы с одарёнными обучающимися:

выполнение научно-исследовательских и проектных работ;

предметные олимпиады;

предметные недели;

интеллектуальные турниры;

конкурсы проектных работ;

детские научно-практические конференции;

экскурсии и др.
В функциональные обязанности директора общеобразовательной организации входит:

планирование в годовом плане работы общеобразовательной организации отдельного
раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением обучающимися;

материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных
конкурсах.
Функции заместителей директора по учебно-воспитательной работе:

регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с
реализацией данного положения. (Постоянно)

организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов;

оформление нормативной документации;

сопровождение и разработка образовательных программ;

подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми;

организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по
проблемам работы с одарёнными детьми;

координация действий учителей, педагогов-психологов, работающих с одарёнными
детьми;

повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи
педагогам);

помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
обучающихся;

мониторинг результативности работы системы с одарёнными обучающимися;

сбор общих информационных данных по одарённым детям.
Функции заместителя директора школы по воспитательной работе:

регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с организацией
и проведением внеклассной работы с одарёнными детьми (программы
дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций, т.д.);

подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми;

организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по
проблемам работы с одарёнными детьми;

координация действий педагогов дополнительного образования, классных
руководителей, работающих с одарёнными детьми;

помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей;

организация, проведение и участие в мероприятиях, на которых раскрываются
художественная и социальная одарённость обучающихся;

сбор общих информационных данных по одарённым детям.
Функции руководителей школьных методических объединений:
 планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
 разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам (постоянно).
 оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде
методической работы(диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и
т.д.)
 руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
Функции учителей-предметников:
 выявление одарённых детей по своим предметам.
 разработка рабочих программ по предметам для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-


исследовательского уровней.
 организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
 подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
школьного и районного уровня.
 отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для
предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
 оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого
отчёта для предъявления на педсовете.
 консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по предмету.
Функции классных руководителей:
 выявление детей с общей одарённостью.
 планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации
одарёнными детьми класса своих способностей.

оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя
данные диагностик психологов, учителей-предметников, руководителей кружков,
секций, родителей, своих наблюдений;

планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одарёнными
детьми класса своих способностей;

подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися;

взаимосвязь с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования.
Функции руководителей кружков и секций:

выявление одарённых обучающихся;

организация творческих отчётов детей;

предоставление необходимой информации классным руководителям;

консультирование родителей;

подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми (в произвольной форме).
Функции педагога-психолога:

психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);

индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;

индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;

работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);

работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);

подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися.
Функции родителей (законных представителей):

раннее выявление одаренности ребенка;

создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка;

определение социального запроса школы;

сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательной
деятельности.
5. Организация занятия для одарённых детей
Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных
особенностей и интересов в образовательной деятельности.
Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми — способствовать
ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных творческих
способностей обучающихся.
Индивидуальные занятия не являются обязательными.
Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым
в

качестве дополнительного образования или специализации, углубления базового
компонента образования.
В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть
назначено денежное поощрение из фонда стимулирования школы.
Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и
поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.).
6. Заключительные положения
Настоящее Положение о работе с одаренными детьми является локальным
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего
Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89604141667, 89288674724

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».