Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического совета №1 от 28.08.2021 г. Утверждаю 29 «августа» 2021г Положение о работе с одаренными детьми МБОУ «Первомайская СОШ №1 имени Героя Советского Союза С.К.Курбанова» 2021 г. 1. Общие положения Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года (ст.77), постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями от 27.05.2020 года, Федеральным государственным образовательным стандартом об обучении одаренных детей (пункт 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (извлечения)); Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827; комплексом мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв. Правительством РФ от 26.05.2012 г. № 2405п-П8. Уставом МБОУ «Первомайская СОШ №1» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данное Положение определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности, а также порядок сопровождения их дальнейшего развития. Настоящее положение ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся в образовательной организации. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) втом или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности проявления; доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе: дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый возраст); обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст). Целью работы с одаренными детьми является создание условий для развития одаренности обучающихся и поддержка одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель». Для достижения цели ставят следующие задачи: Выявление одарённости детей с использованием различной диагностики; Использование на уроке дифференциации ((от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам) на основе индивидуальныхособенностей детей; Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; Организация разнообразной внеурочной деятельности; Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на нравственных ценностях. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет общее руководство работой с одаренными детьми. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 2. Основные стратегии обучения одаренных детей в школе Стратегия ускорения обучения: индивидуализация обучения для одаренных обучающихся; занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам); «перепрыгивание» через класс; профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов; радикальное ускорение образовательной деятельности обучающихся по вузовским программам; поддержка творческой самореализации обучающихся; дистанционное обучение. Стратегия обогащения обучения в образовательной организации: расширение кругозора; освоение знаний об окружающем мире; самопознание; углубление в предметы; освоение метазнаний (знаний о знаниях). 3. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие принципы: принцип расширения образовательного пространства; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип развивающего обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся; принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога; принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип добровольности; принцип создания ситуации успеха и уверенности. Участниками реализации данного Положения являются: администрация школы (директор, заместители директора); руководители школьных предметных методических объединений; учителя-предметники; классные руководители; руководители кружков и секций в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей; специалисты службы психолого-педагогического сопровождения; библиотекарь; родители (законные представители) обучающихся. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в школе: Формы Предметные олимпиады Общешкольная конференция Предметные недели Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми Внутришкольный контроль Творческие отчёты кружков и спортивных секций Тематические конкурсы, выставки Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы Портфолио творческой деятельности ученика Периодичность 1 раз в год 1 раз в год По годовому плану Методический день По годовому плану 1 раз в год По годовому плану По годовому плану В течение года 4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися Работа с одарёнными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в школе. Работа с одарёнными детьми ведётся в двух направлениях: Первое направление – организация и проведение внеклассной работы по программам творческого развития в определенной области, которая осуществляется как индивидуально, так и в группе. Формы работы с одарёнными обучающимися: выполнение научно-исследовательских и проектных работ; творческие кружки; предметные олимпиады; предметные недели; детские научно-практические конференции; конкурсы проектных работ; соревнования; турниры; творческие конкурсы; фестивали; выставки; спартакиады; праздники; творческие мастерские; каникулярные сборы, лагеря и др. Второе направление – отбор и обучение интеллектуально одарённых детей 5 - 11 классов в урочное время. Формы работы с одарёнными обучающимися: выполнение научно-исследовательских и проектных работ; предметные олимпиады; предметные недели; интеллектуальные турниры; конкурсы проектных работ; детские научно-практические конференции; экскурсии и др. В функциональные обязанности директора общеобразовательной организации входит: планирование в годовом плане работы общеобразовательной организации отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением обучающимися; материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных конкурсах. Функции заместителей директора по учебно-воспитательной работе: регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. (Постоянно) организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов; оформление нормативной документации; сопровождение и разработка образовательных программ; подготовка отчетов о работе с одарёнными детьми; организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми; координация действий учителей, педагогов-психологов, работающих с одарёнными детьми; повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам); помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых обучающихся; мониторинг результативности работы системы с одарёнными обучающимися; сбор общих информационных данных по одарённым детям. Функции заместителя директора школы по воспитательной работе: регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с организацией и проведением внеклассной работы с одарёнными детьми (программы дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций, т.д.); подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми; организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми; координация действий педагогов дополнительного образования, классных руководителей, работающих с одарёнными детьми; помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей; организация, проведение и участие в мероприятиях, на которых раскрываются художественная и социальная одарённость обучающихся; сбор общих информационных данных по одарённым детям. Функции руководителей школьных методических объединений: планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно). разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно). оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы(диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.) руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. Функции учителей-предметников: выявление одарённых детей по своим предметам. разработка рабочих программ по предметам для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней. организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня. отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции. оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете. консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. Функции классных руководителей: выявление детей с общей одарённостью. планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные диагностик психологов, учителей-предметников, руководителей кружков, секций, родителей, своих наблюдений; планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одарёнными детьми класса своих способностей; подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися; взаимосвязь с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования. Функции руководителей кружков и секций: выявление одарённых обучающихся; организация творческих отчётов детей; предоставление необходимой информации классным руководителям; консультирование родителей; подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми (в произвольной форме). Функции педагога-психолога: психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная); индивидуальные и групповые занятия с обучающимися; индивидуальные и групповые консультации для обучающихся; работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации); работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа); подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися. Функции родителей (законных представителей): раннее выявление одаренности ребенка; создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка; определение социального запроса школы; сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательной деятельности. 5. Организация занятия для одарённых детей Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в образовательной деятельности. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми — способствовать ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, углубления базового компонента образования. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть назначено денежное поощрение из фонда стимулирования школы. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.). 6. Заключительные положения Настоящее Положение о работе с одаренными детьми является локальным нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу