Индивидуальный проект
Одной из особенностей учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), является наличие в нем учебного курса «Индивидуальный проект».
Проектная и исследовательская деятельности являются неотъемлемой частью образовательной деятельности, однако требования, предъявляемые к ней, различны на разных уровнях образования.
На уровне среднего общего образования происходит не только совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование у обучающихся системных представлений опыта применения методов, технологий и форм организации проектной учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
Особой формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования (10-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект», развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект:
- входит в обязательную часть учебного плана среднего общего образования;
- реализуется в объеме 70 часов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (в случае, если проект рассчитан на два года, то необходимо предусмотреть представление промежуточных результатов);
- выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме;
- является монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);
- должен быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).
Количество часов, предусмотренное учебным планом среднего общего образования в ПООП СОО на индивидуальный проект, может быть увеличено при соблюдении требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (не более 34 часов при пятидневной неделе и не более 37 часов при шестидневной неделе ) и ФГОС СОО (количество учебных занятий за 2 года обучения на одного обучающегося -не менее 2170 часов и не более 2590 часов).
Количество часов, отведенных на индивидуальный проект, может быть использовано на:
- преподавание теоретического материала (при отсутствии достаточного опыта работы в области проектной или исследовательской деятельности у обучающихся);
- конструирование выбора обучающегося, его самоопределение, в том числе консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации;
- занятия в исследовательских лабораториях;
- образовательные экспедиции, походы и экскурсии с целью сбора необходимой информации;
- игры, в ходе которых отрабатываются определенные умения;
- презентации промежуточных результатов деятельности на конференциях и конкурсах и т.д.
У образовательной организации есть два пути внедрения нового учебного курса: первый путь - формирование темы индивидуальных проектов и обеспечение тьюторского сопровождения силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы. Второй путь -организация индивидуальных проектов учащихся совместно с социальными партнерами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение (пункт 13 ФГОС СОО).
Следует отметить, что на уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником в отличие от уровня основного общего образования, где проходил процесс становления проектной деятельности, предполагающий совместную деятельность обучающихся и учителя.
Поскольку обучение на уровне среднего общего образования является профильным, целесообразно, чтобы темы индивидуальных проектов, их цели и задачи модифицировались в соответствии с выбранным профилем (естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным), либо соответствовали профессиональной ориентации обучающихся (что не является обязательным).